В конце июля в сети появилась информация о запутанном медведе на притоке реки Тымь. Неравнодушные инспектора Ноглинского лесничества Владимир и Вадим нашли в лесу медведицу, запутанную в браконьерской жаберной сети. Рядом был медвежонок-сеголеток. Медведица, пытаясь освободиться, еще сильнее замотала себе лапу. Второй конец сети был накрепко привязан к большому пню. Медведица была в ловушке, а тут ещё и люди пришли.
Инспекторы подошли насколько было возможно для их безопасности и обрезали сеть, но этого оказалось недостаточно. Было принято решение обездвижить разъярённого зверя летающим шприцом с седативными препаратами.
На притоке Тыми развернулась спасательная операция. Группа волонтёров и профессиональных лесничих должны били подобрать доступную технику обездвиживания медведицы. Пробовали разные варианты лекарств-седативов, но зверь не засыпал и не подпускал к себе. Обсуждали вариант срезания сети дистанционным ножом на длинном шесте. Но этот вариант освобождения был бы крайне опасным решением - освободившийся зверь мог напасть на своих спасателей. К решению проблемы подключилась группа помощи морским животным «Друзья океана» из сахалинского клуба «Бумеранг». У группы есть большой опыт применения седативных препаратов для обездвиживания ушастых тюленей, но работать с бурыми медведями им не приходилось.
Волонтёры начали искать протокол обездвиживания бурых медведей и обратились к специалистам и ветеринарным врачам в этой области. Удивительно, как за несколько часов к решению вопроса спасения медведицы подключились специалисты из различных уголков планеты: Румынии, Камчатки, Кирова, Приморья. Специалисты стали предлагать варианты использования «коктейля» седативных препаратов для обездвиживания нашей «пациентки».
И вот шприц заправлен «коктейлем» из препаратов, инъектор заряжен, в прицеле маленький комок грязной шерсти, обессиленный и исхудавший после пяти дней борьбы за свою жизнь. Этот «комок» практически не реагирует на четверых людей в лодке и, по-видимому, смирился со своей участью. Расстояние небольшое - около 5 метров. Шприц попадает точно в цель. Несмотря на усталость, медведица вырывает его и раскусывает острыми зубами. Шпиц жалко, но «коктейль» уже в крови животного.
Через 11 минут спасатели подходят к уснувшему зверю: медведица мирно спит, дыхание ровное, на людей не реагирует. Начинается операция по освобождению медвежьей лапы из браконьерской сети. После освобождения лапы, обработали рану и забрали с собой остатки сети. На все уходит 8 минут. Специалисты делают укол препаратов, отменяющих действие седативов, и оставляют Машу (так нехитро спасатели окрестили медведицу) мирно спать. Люди отошли на лодке на противоположный берег реки и стали ждать. Начался дождь.
Через 55 минут после полёта шприца Маша поднимает голову и… начинает слизывать с шерсти дождевую воду. За время её заточения не было дождей, и медведица сильно потеряла в весе. Вода для нее сейчас самое важное. Спасательная команда отошла на лодке ещё дальше, чтобы не пугать зверя. И через несколько минут все увидели медведицу у реки, жадно пьющую воду. Она стоит на четырех лапах и, хоть немного хромает, но ходит самостоятельно.
Казалось бы, вот момент радости, вот он хеппи энд. Но понимание того, что еще тысячи браконьерских сетей стоят на сахалинских реках, не даёт нам покоя. Сколько ещё искалеченных медведей, птиц, тюленей, опустошённых нерестилищ нужно, что бы человек понял, что нельзя бесконечно брать у природы, что мы ответственны за то, что творим с этим миром?
Молча, под шум мотора возвращаемся к машине и едем в Ноглики. Вглядываясь в хмурый и дождливый пейзаж, приходит понимание, что самое удивительное в этой спасательной операции — это неравнодушные люди. То с каким энтузиазмом и сопереживанием жители Ноглик и ветеринарные врачи включились в помощь попавшей в беду медведицы, вселяет надежду, что у человечества ещё есть возможность остаться человечным.
Где-то по берегам Тыми сейчас ходит медведица Маша со своим медвежонком. А нам, людям, приходится каждый день делать выбор, чтобы и завтра наша планета была живой.
Большое человеческое «СПАСИБО» тем, кто прямо или косвенно принял участие в спасении медведицы Маши:
• Валерий Кочманюк - участковый лесничий
• Владимир Закирович Сафин - гос. инспектор по охране леса
• Вадим Станиславович Шамалай - гос. инспектор по охране леса
• Евгения Борисовна Широбокова - ветеринарный врач
• Диана Литвинова - ветеринарный врач
• Мария Чистяева - ветеринарный врач
• Иван Середкин - эксперт по бурым медведям
• Сергей Колчин - эксперт по бурым медведям
• Олег Викторович Путинцев - предприниматель
• Юлия Валерьевна Путинцева - предприниматель
• Максим Буянкин и Алексей Шендяпин, ООО СПЕЦАВТОТРАНСПОРТ
• Виолетта Едыкина - председатель некоммерческая организация «Право животных на жизнь»
• Оксана Монгуш – член некоммерческой организации «Право животных на жизнь»
• волонтёры некоммерческих организаций «Право животных на жизнь», Клуб «Бумеранг» и «Друзья Океана».
Поддержите работу группы помощи морским животным «Друзья океана».