Представители этих форм в природе не общаются и не скрещиваются друг с другом. Точная численность каждой из этих форм в Охотском море неизвестна; по предварительным оценкам, численность популяции плотоядных косаток в западной части Охотского моря составляет около 250 особей (Шпак с соавт. 2018). И именно на эту популяцию ложится нагрузка отловов, так как плотоядные косатки часто встречаются на прибрежных мелководьях менее 30 метров глубиной в западной и северной частях Охотского моря.
Работа Филатовой и др., 2014 – это научная публикация в Зоологическом журнале 2014 года № 11 "Репродуктивно изолированные экотипы косаток OrcinusOrca в морях Дальнего Востока России", авторами которой являются известные ученые - специалисты по морским млекопитающим – О.А. Филатова, Е.А. Борисова, О.В. Шпак, И.Г. Мещерский, А.В. Тиунов, А.А. Гончаров, И.Д. Федутин, А.М. Бурдин.
В резюме работы указанных ученых делаются следующие выводы:
"По результатам анализа … косатки разделились на два четких кластера, уровень различий между которыми свидетельствует о репродуктивной изоляции. … к первому кластеру относились рыбоядные, а ко второму – плотоядные особи. Частота встречаемости типов окраски седловидного пятна также различалась между кластерами. … Таким образом, косатки морей Дальнего Востока России представлены как минимум двумя репродуктивно изолированными кластерами, имеющими стабильные экологические и морфологические отличия, т.е. двумя разными экотипами – рыбоядным и плотоядным. Косаток каждого из экотипов необходимо рассматривать по отдельности при учетах численности, мониторинге, оценке антропогенного воздействия и определении объемов допустимого изъятия особей из природных популяций".
В самой публикации в разделе "Обсуждение" говорится:
"Практикующийся в настоящее время подход, при котором все косатки в пределах определенной акватории считаются одной единицей запаса, недопустим, так как не учитывает биологические особенности этих животных. Для устойчивого использования необходимо провести дальнейшие исследования с применением современных методов (фотоидентификация, спутниковое мечение, анализ генетических маркеров) с целью определения границ и численности популяций косаток обоих экотипов в российских водах".
В другой публикации О.А. Филатовой и др., 2013 года в журнале "Природа" № 5 "Косатки – рыболовы и охотники" утверждается:
"У плотоядных косаток череп более мощный и крепкий, чем у рыбоядных, спинной плавник — треугольный и заостренный, а расположенное за ним седловидное пятно обычно цельное, без вырезок, и, как правило, крупнее, чем у любителей лосося. У рыбоядных косаток серповидный плавник слегка закруглен на верхушке, седловидное пятно может быть разной формы и нередко с вырезками, которые у отдельных особей довольно глубоки и порой придают ему причудливые очертания. Столь значительные отличия и репродуктивная изоляция между обитающими в одном районе экотипами наводят на мысль, что рыбоядные и плотоядные косатки по сути — разные виды. Действительно, их можно разделить на два разных вида по большинству критериев: морфологическому (отличия в строении черепа, форме спинного плавника), экологическому (различия в пищевой специализации), этологическому (различия в поведении), физиолого-репродуктивному (отсутствие скрещивания)".