В прошлом сивуч считался многочисленным промысловым видом. В конце 19 века сивуч был сильно истреблён. А к середине прошлого века общее поголовье сивуча было восстановлено примерно до 240-300 тысяч голов, в том числе на Алеутских островах его численность оценивали в 200 тысяч особей, в акватории России - в 40-60 тысяч животных.
Во второй половине 20 века снова начался процесс сокращения численности сивуча - теперь уже необъяснимый для учёных, т.к. промысел сивуча не вёлся. Для примера, к 1977 году численность сивуча на Командорских островах в летний период достигала 4578 особей, через 10 лет снизилась до 2415 голов, а ещё через два года здесь осталось около 900 животных.
Хотя сивучи и не находятся под угрозой вымирания, но являются охраняемым видом. В международной Красной книге они отнесены к животным, которые могут исчезнуть в недалеком будущем. Также сивучи занесены в российскую Красную книгу.
Поэтому проводится международная программа изучения сивучей!
Как же учёным изучать этих больших животных, которые к тому же «не сидят на месте»? Различать животных индивидуально – одна из ключевых задач в исследованиях. Самый долговечный способ, который наши учёные переняли у коллег с Аляски - метод горячего таврения. Иначе говоря, на теле сивуча ставится клеймо из буквы и цифр, которое не зарастает в течение всей жизни. По этому номеру можно определить возраст, пол и место рождения животного. А так как сивучи ведут кочевой образ жизни, учёным важно изучать их передвижения и таким образом лучше узнавать.
На Дальнем Востоке России всего около 10 репродуктивных лежбищ, где появляется потомство и более 100 лежбищ, где животные просто отдыхают. А отдых им необходим, ведь эти морские богатыри могут плыть без остановки целых двое суток! А затем, конечно, им надо бы набраться сил.
Как правило, лежбища располагаются в тех местах, где хорошая кормовая база, где сельдь подходит близко к побережью, есть лосось, корюшка, мойва и другая пища имеется круглый год. Сивуч даже является своего рода «индикатором» экосистемы в районе лежбищ и перестанет появляться там, где ему плохо.
В сезон размножения взрослые сивучи скапливаются на репродуктивных лежбищах, а молодые и стары на собираются на холостяковых лежбищах. В остальное время животные расходятся очень широко по ареалу своего обитания. Сивучи живут в России, Японии, США и Канаде.
У сивуча понятие «Родина» весьма широкое. Сивучи по своей натуре – откровенные бродяги. Они ведут кочевой образ жизни.
Так, с Курильских островов они уходят в северную часть Охотского моря, к Магадану, на Ямские острова, остров Ионы, Сахалин и даже в Японское море на остров Монерон и к побережью Хоккайдо. А сивучей с Командорских островов можно встретить от Канады до Японии! Их учёные встречают круглый год по всему восточному побережью Камчатки, на Курилах, Сахалине и в Японском море.
Репродуктивные лежбища существуют сотни лет на одних и тех же местах. Самки, достигнув зрелости, стремятся родить щенков на том же лежбище, где родились сами. Иногда случается, что животные покидают родное место и переходят на другое лежбище.
Сивучи в период размножения собираются в гаремы. Гаремные залежки образуются в мае месяце и первыми приходят большие самцы. Самцы выходят на лежбище и занимают территорию. Они обычно выясняют отношения, кому здесь лежать. После, того как самцы вышли на лежбище и заняли свои участки приходит самка. Фактически, через несколько дней, как самка выходит на лежбище – она рожает. Обычно рожает одного детеныша, двух очень редко. Уходит с лежбища самка опять беременная.
Для отдыха и размножения морские львы обычно выбирают защищённые скалы и необитаемые острова. Обычно сивучи стараются селиться подальше от людей. И только 4 лежбища существуют в прибрежной зоне городов: в Невельске,Петропавловске-Камчатском Сиэтле и Сан-Франциско.